Предлагаем купитьщебень в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

Архитектура виды и стили

Предлагаем купитьщебень известняковый в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Как известно, архитектура, наряду с качеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, является древнейшим из человеческих умений. Предполагают, что зачатки архитектуры как искусства возникли в период первобытного общества. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы. Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта, а как авторское искусство она складывается к V в. до н.э. в античной Греции.

№ слайда 3

Описание слайда:

Вплоть до середины XII в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой стиль, причем ее развитие шло от «стиля эпохи», единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое, до великих стилей и наконец — индивидуальных авторских стилей. «Стиль эпохи» (романский стиль, готика и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно еще легко приспосабливается к переменам стиля.

№ слайда 4

Описание слайда:

Великие стили — романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/- обычно признаются равноправными и равнозначными. На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры — сказываются в науке, богословии, быте. Они могут определяться то более широкой, то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией. При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.

№ слайда 5

Описание слайда:

Развитие стилей асимметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному, однако от сложного к простому он возвращается только в результате некоторого скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно — от простого к сложному и резко — от сложного к простому. Романский стиль сменяется готическим в течение более ста лет — от середины XII в. до середины XIII в. Простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложненный готический стиль. Романский и готический стили тесно связаны между собой в своем развитии, причем наиболее творческий период в развитии этих стилей — первый. Именно в романском периоде создаются технические изобретения и отчетлива связь с философией и богословием, т.е. идеологическая основа стиля. Готика значительно менее определенна в идеологическом отношении. Ее устремленность ввысь может выражать религиозность католицизма и ересей.

№ слайда 6

Описание слайда:

В пределах готики затем зреет ренессанс. Элементы освобождения личности, пока в пределах религии уже налицо в готике, особенно поздней. И, тем не менее, готика и возрождение, резко различные стили. То, что зрело в готике, потребовало затем резкой смены всей системы стиля. Новое содержание взорвало старую форму и вызвало к жизни новый стиль – ренессанс (или возрождение). С возникновением ренессанса снова наступает период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого. Ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство, литература) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах завершил ампир.

№ слайда 7

Описание слайда:

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Слово произошло от латинского romanus — римский. Англичане называют этот стиль «норманнским». Р.С. развивался в западноевропейском искусстве Х-Х11вв. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Основным отличительным элементом Р. здания является полуциркульная арка

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

ГОТИКА От итальянского gotico — готский, варварский. Стиль в западноевропейском искусстве ХII-ХV вв., завершивший его развитие в средневековый период. Термин был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть «варварский» характер всего средневекового искусства; в действительности же готический стиль не имел ничего общего с готами и представлял собой закономерное развитие и видоизменение принципов романского искусства. Как и романское искусство, искусство готики находилось под сильнейшим воздействием церкви и было призвано воплощать в символических и аллегорических образах церковную догматику. Но искусство готики развивалось в новых условиях, основным из которых являлось усиление городов. Поэтому ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево /что стало возможным благодаря системе аркбутанов, переносящих давление свода на внешние столбы — контрфорсы/. Готический собор символизировал порыв к небу; этой же цели должно было служить его богатейшее декоративное убранство — статуи, рельефы, витражи.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) В начале ХV в. во Флоренции был создан новый архитектурный стиль – ренессанс (от французского возрождение) на основе характерных для ее идеологий рационализма и крайнего индивидуализма. В эпоху Р. складывается впервые личность архитектора в современном смысле слова, в противоположность зависимости средневекового архитектора от цеха каменщиков. Различают ранний Р. и высокий; первый развивался во Флоренции, центром второго был Рим. Архитекторами Италии была творчески переосмыслена античная ордерная система, которая внесла в облик здания соразмерность, ясность композиций и удобство.

№ слайда 12

Описание слайда:

БАРОККО Стиль в искусстве, развивавшийся в европейских странах в XVI-XVII (В некоторых странах — до сер. ХVIIIв.). Название происходит от итальянского bаrоcco — причудливый, странный. Есть и иное объяснение происхождения этого термина: так называли бракованные жемчужины голландские моряки. Долгов время олово «барокко» несло отрицательную оценку. В XIХв. отношение к барокко изменилось, чему послужили работы немецкого ученого Вельфлина.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

РОКОКО Название стиля, развивавшегося в основном во Франции XVIII в., взято из немецкого языка. Французское название происходит от слова rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины. Р.возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Р. была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество — черты, свойственные Р. и особенно сказавшиеся в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. Орнаментика состояла из причудливо переплетающихся гирлянд раковин, цветов, завитков. Манерно изогнутые линии маскируют конструкцию знаний. В основном Р.проявился в оформлении интерьеров зданий, нежели их экстерьеров. Для Р. характерно тяготение к асимметрии композиций, а также мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. В искусстве Р. господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм. Получивший распространение при дворе Людовика XV (творчество архитекторов Ж.М. Оппенора, Ж.О Мейсонье, Г.Ж. Боффрана)стиль Р. вплоть до сер. ХIХ. называли «стилем Людовика ХV».

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

КЛАССИЦИЗМ Стиль в европейском искусстве XVII-начала XIX в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Название стиля происходит от латинского classicus — образцовый. Обычно разделяют два периода в развитии К. Сложился он в XVII в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. XVШ век считают новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения. Объединяет же оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. Архитектуре К. свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек барокко, мастера К. никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. (Садово-парковый ансамбль Версаля.)

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

АМПИР Название произошло от французского empire – имперский. Стиль, возникший во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Является органическим завершением длительного развития европейского классицизма. Основная особенность данного стиля – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Его источником является римская скульптура, от неё А. унаследовал торжественную суровость и четкость композиции. А. первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. В период империи Наполеона искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Отсюда происходит увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов. А. стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм. В XVIII в. Архитектор Б. Виньон построил церковь Ла Мадлен по образцу римского периптера, используя коринфский ордер. Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом. Те же черты характеризуют и Триумфальную арку (арку Звезды) на площади Звезды в Париже (архитектор Шальгрен). Возведенная Лепером и Гондуэном мемориальная Вандомская колонна (колонна «Великой армии») покрыта листами бронзы, перелитой из австрийских орудий. Идущий по спирали барельеф изображает события победоносной войны. Стиль А. развивался недолго, ему на смену приходит время эклетики.

№ слайда 19

Описание слайда:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Архитектура – каменная летопись мира

1. Классический стиль

Классицизм (образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве 17-19в.

Триумфальная арка Константина

Главная черта архитектуры классицизма Обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости.

Архитектура классицизма — Четкость объемной формы — Симметрично-осевые композиции. сдержанность декоративного убранства

2. Романский стиль

Романский стиль (римский) художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в 9-12 веках. Он стал одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Собор Нотр-Дам ля Гранд, Пуатье

Нотр-Дам ля Гранд. Западное крыло

Королевский дворец Алькасар

» Классичнее » всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки.

Норманнская крепость, X-XI вв. Франция

Сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение. -основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Для романских построек характерно

3. Готический стиль

Готика — это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. 12-15в.

Собор Нотр-Дам в Париже

Характерными чертами стиля готика являются Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод.

Вид на Нотр-Дам с острова Сен-Луи

Готический собор в Кутансе, Франция

Контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии -к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли Барокко свойственны

Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Венеции, Флоренции. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли Баро́кко («склонный к излишествам»)

активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов; — создание богатой игры светотени, цветовых контрастов

Церковный корпус Большого дворца

Рококо́ (дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) 18 в.

Интерьеры Зимнего дворца

Предлагаем купить асфальтовую крошку в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

рококо свойственны -декоративная раковина, осколки камней, ракушка- орнамент, украшение в виде соединения природных камней с раковинами и листьями растений. -плавные изогнутые стебли, прихотливые линии орнамента вписывались во все детали интерьера, образуя единый декоративный фон.

Ампи́р («имперский стиль») Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возникшего во второй половине 19 века.

Ампиру свойственны -в наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии.

Основными декоративными мотивами стиля ампир были именно атрибуты римской военной истории: массивные портики, украшенные барельефами, легионерские знаки с орлами, львы, связки копий, щитов.

Моде́рн (современный) Художественное направление в искусстве во 2п.19в.-н.20в.

Отличительные особенности -Отказ от прямых линий и углов -Интерес к новым технологиям -Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Дом Бальо (1906, арх. Антони Гауди ́)

Хай-тек (высокие технологии) стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.

Основные черты -Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. -Использование прямых линий и форм.

Широкое использование серебристо-металлического цвета. -Широкое применение стекла, пластика, металла. -Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции.

Музей Гуггенхейма (проект)

Слайд 1

СТИЛИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Цель работы: — знакомство с архитектурными стилями, существовавшими в России в период с X по ХХ век; выявление характерных черт каждого архитектурного стиля; подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353

Слайд 2

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.
Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль. Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например: барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и арт-деко).

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ СТИЛИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ:
НАЗВАНИЕ СТИЛЯ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Византийский (крестово-купольный) кон. Х – XV в.
Шатровый XVI – XVII вв.
Русское (дивное) узорочье XVII вв.
Барокко кон. XVI века — кон. XVIII в.
Рококо XVIII в.
Классицизм сер. XVIII — XIX в.
Псевдорусский и псевдовизантийский сер. XIX – нач. ХХ в.
Модерн кон. XIX – нач. ХХ в.

Слайд 4

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ конец X – XV века Особенности стиля: Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую крестово-купольную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты.

Слайд 5

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ
ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ДЕСЯТИННАЯ) (991 — 996) Греческие (византийские) мастера. Первая русская каменная церковь. Построена по приказы князя Владимира. До наших дней не сохранилась.

Слайд 6

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (XI век) Греческие (византийские) мастера. Построен по приказу Ярослава Мудрого. До наших дней сохранился в сильно перестроенном виде.
ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ

Слайд 7

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от Западной Европы, где более популярными были БАЗИЛИКИ, на Руси строили ЧЕТЫРЁХ- И ШЕСТИСТОЛПНЫЙ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ храм, где купол становится важнейшим элементом.
БАЗИЛИКА
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

Слайд 8

Слайд 9

ОПРЕДЕЛИТЕ ГДЕ БАЗИЛИКА, А ГДЕ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ?
1
4
2
3
5

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

КРЕСТОВО- КУПОЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ХРАМА
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Переняв крестово-купольный тип храмов из Византии, русские мастера начинают добавлять в постройки собственные оригинальные интерпретации (Новгородская, Владимиро-Суздальская, Московская школы).

Слайд 13

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ (крестово-купольная модель храма)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С течением времени (XII – XV вв.) русский крестово-купольный храм принял самобытные черты и не являлся прямой копией византийских оригиналов. Поэтому, многие исследователи выделяют из византийского ДРЕВНЕРУССКИЙ СТИЛЬ и упоминают различные его школы: Новгородскую, Псковскую, Владимиро-Суздальскую, Раннемосковскую, Годуновский стиль и пр.

Слайд 14

ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ конец XVI – XVII века Особенности стиля: Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века, берут свое начало их русского деревянного зодчества и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Слайд 15

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Но в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

Слайд 16

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, как увеличивается площадь постройки при одинаковой длине бревна (стены).
ЧЕТВЕРИК
ШЕСТЕРИК
ВОСМЕРИК

Слайд 17

ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ (1528-1532) Итальянские и русские мастера. Одна из первых русских шатровых каменных церквей. Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана Грозного.

Слайд 18

Слайд 19

РУССКОЕ (ДИВНОЕ, МОСКОВСКОЕ) УЗОРОЧЬЕ XVII век Особенности стиля: Затейливые формы, обилие декора, сложность композиции и живописность силуэта постройки.

Слайд 20

ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (1635-1636) Архитекторы Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков.
РУССКОЕ УЗОРОЧЬЕ

Слайд 21

РУССКОЕ УЗОРОЧЬЕ. Теремной дворец (внутренние интерьеры).

Слайд 22

Слайд 23

БАРОККО XVII — XVIII век Особенности стиля: Стремление к величию и пышности,. текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах.
Русское барокко включает два направления:
МОСКОВСКОЕ (НАРЫШКИНСКОЕ) БАРОККО
ПЕТЕРБУРГСКОЕ (ПЕТРОВСКОЕ, АННИНСКОЕ, ЕЛИСАВЕТИНСКОЕ) БАРОККО

Слайд 24

БАРОККО (МОСКОВСКОЕ)
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ (1690-1694). Архитектор Яков Бухвостов (предположительно).

Слайд 25

Слайд 26

БАРОККО (ПЕТЕРБУРГСКОЕ)
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ В ПЕТЕРБУРГЕ (1754-1762) Архитектор Бартоломео Франческо Растрелли.

Слайд 27

БАРОККО. Зимний дворец (фасад и внутренние интерьеры).

Слайд 28

Слайд 29

РОКОКО (франц. rococo — «вычурный, прихотливый, извилистый») вторая половина XVIII века Особенности стиля: Для архитектуры рококо, в отличие от монументального и пышного барокко, характерны роскошь, легкость, изящество и манерность. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Рококо легко узнать по капризности, изысканности и обременённости формами. В России использовался в основном для оформления интерьеров, а не фасадов здания.

Слайд 30

РОКАЙЛЬ (фр. rocaille — скальный, от roc — скала, утес) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.

Слайд 31

РОКОКО В ИНТЕРЬЕРЕ
ПЕТЕРГОФ Танцевальный зал Большого дворца (1751-1752) Архитектор Бартоломео Франческо Растрелли.

Слайд 32

КЛАССИЦИЗМ конец XVIII — XIX век Особенности стиля: Обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Классицизму присуща регулярность планировки и четкость объемной формы, симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства.

Слайд 33

КЛАССИЦИЗМ
МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ В ПЕТЕРБУРГЕ (1819-1825) Архитектор Карл Росси.

Слайд 34

ПОЗДНИЙ КЛАССИЦИЗМ. Исаакиевский собор в Петербурге.

Слайд 35

ПСЕВДОРУССКИЙ (РУССКИЙ) СТИЛЬ конец XIX — начало XX века Особенности стиля: использование традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Псевдорусский стиль включает два направления: НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ

Слайд 36

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ (1839 – 1883) Архитектор Константин Тон. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994 — 1997 годах.
РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ
КАК ОТЛИЧИТЬ? использование элементов византийской архитектуры; подражание древней архитектуре Византийской империи (стилизация «под Византию»).

Слайд 37

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ
МОРСКОЙ СОБОР В КРОНШТАДТЕ (1903 – 1913) Архитектор Василий Косяков.

Слайд 38

СРАВНИТЕ:
Храм Святой Софии в Константинополе (VI век)
Храм Христа Спасителя в Москве (XIX-XX век)
Типичные черты РУССКО-ВИЗАНТИЙСКОГО стиля: — четырехстопный крестово-купольный тип храма; строгая центричность плана и фасадов; зеркальная симметрия фасадов; всефасадность (т.е. тщательная отделка всех деталей на всех фасадах, храм прекрасен со всех сторон); нарочитая массивность и тяжеловесность архитектурных форм.

Как известно, архитектура, наряду с качеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, является древнейшим из человеческих умений. Предполагают, что зачатки архитектуры как искусства возникли в период первобытного общества. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы. Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта, а как авторское искусство она складывается к V в. до н.э. в античной Греции.

Вплоть до середины XII в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой стиль, причем ее развитие шло от «стиля эпохи», единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое, до великих стилей и наконец — индивидуальных авторских стилей. «Стиль эпохи» (романский стиль, готика и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно еще легко приспосабливается к переменам стиля.

Великие стили — романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/- обычно признаются равноправными и равнозначными. На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры — сказываются в науке, богословии, быте. Они могут определяться то более широкой, то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией. При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.

Развитие стилей асимметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному, однако от сложного к простому он возвращается только в результате некоторого скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно — от простого к сложному и резко — от сложного к простому. Романский стиль сменяется готическим в течение более ста лет — от середины XII в. до середины XIII в. Простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложненный готический стиль. Романский и готический стили тесно связаны между собой в своем развитии, причем наиболее творческий период в развитии этих стилей — первый. Именно в романском периоде создаются технические изобретения и отчетлива связь с философией и богословием, т.е. идеологическая основа стиля. Готика значительно менее определенна в идеологическом отношении. Ее устремленность ввысь может выражать религиозность католицизма и ересей. Романский стиль готический стиль

В пределах готики затем зреет ренессанс. Элементы освобождения личности, пока в пределах религии уже налицо в готике, особенно поздней. И, тем не менее, готика и возрождение, резко различные стили. То, что зрело в готике, потребовало затем резкой смены всей системы стиля. Новое содержание взорвало старую форму и вызвало к жизни новый стиль – ренессанс (или возрождение). ренессанс С возникновением ренессанса снова наступает период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого. Ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство, литература) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах завершил ампир. бароккорокококлассицизмампир

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Слово произошло от латинского romanus — римский. Англичане называют этот стиль «норманнским». Р.С. развивался в западноевропейском искусстве Х-Х11вв. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм- крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Основным отличительным элементом Р. здания является полуциркульная арка

ГОТИКА От итальянского gotico — готский, варварский. Стиль в западноевропейском искусстве ХII-ХV вв., завершивший его развитие в средневековый период. Термин был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть «варварский» характер всего средневекового искусства; в действительности же готический стиль не имел ничего общего с готами и представлял собой закономерное развитие и видоизменение принципов романского искусства. Как и романское искусство, искусство готики находилось под сильнейшим воздействием церкви и было призвано воплощать в символических и аллегорических образах церковную догматику. Но искусство готики развивалось в новых условиях, основным из которых являлось усиление городов. Поэтому ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево /что стало возможным благодаря системе аркбутанов, переносящих давление свода на внешние столбы — контрфорсы/. Готический собор символизировал порыв к небу; этой же цели должно было служить его богатейшее декоративное убранство — статуи, рельефы, витражи.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) В начале ХV в. во Флоренции был создан новый архитектурный стиль – ренессанс (от французского возрождение) на основе характерных для ее идеологий рационализма и крайнего индивидуализма. В эпоху Р. складывается впервые личность архитектора в современном смысле слова, в противоположность зависимости средневекового архитектора от цеха каменщиков. Различают ранний Р. и высокий; первый развивался во Флоренции, центром второго был Рим. Архитекторами Италии была творчески переосмыслена античная ордерная система, которая внесла в облик здания соразмерность, ясность композиций и удобство.

БАРОККО Стиль в искусстве, развивавшийся в европейских странах в XVI- XVII (В некоторых странах — до сер. ХVIIIв.). Название происходит от итальянского bаrоcco — причудливый, странный. Есть и иное объяснение происхождения этого термина: так называли бракованные жемчужины голландские моряки. Долгов время олово «барокко» несло отрицательную оценку. В XIХв. отношение к барокко изменилось, чему послужили работы немецкого ученого Вельфлина.

РОКОКО Название стиля, развивавшегося в основном во Франции XVIII в., взято из немецкого языка. Французское название происходит от слова rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины. Р.возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Р. была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество — черты, свойственные Р. и особенно сказавшиеся в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. Орнаментика состояла из причудливо переплетающихся гирлянд раковин, цветов, завитков. Манерно изогнутые линии маскируют конструкцию знаний. В основном Р.проявился в оформлении интерьеров зданий, нежели их экстерьеров. Для Р. характерно тяготение к асимметрии композиций, а также мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. В искусстве Р. господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм. Получивший распространение при дворе Людовика XV (творчество архитекторов Ж.М. Оппенора, Ж.О Мейсонье, Г.Ж. Боффрана)стиль Р. вплоть до сер. ХIХ. называли «стилем Людовика ХV».

КЛАССИЦИЗМ Стиль в европейском искусстве XVII-начала XIX в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Название стиля происходит от латинского classicus — образцовый. Обычно разделяют два периода в развитии К. Сложился он в XVII в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. XVШ век считают новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения. Объединяет же оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. Архитектуре К. свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек барокко, мастера К. никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. (Садово-парковый ансамбль Версаля.)

АМПИР Название произошло от французского empire – имперский. Стиль, возникший во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Является органическим завершением длительного развития европейского классицизма. Основная особенность данного стиля – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Его источником является римская скульптура, от неё А. унаследовал торжественную суровость и четкость композиции. А. первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. В период империи Наполеона искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Отсюда происходит увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов. А. стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм. В XVIII в. Архитектор Б. Виньон построил церковь Ла Мадлен по образцу римского периптера, используя коринфский ордер. Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом. Те же черты характеризуют и Триумфальную арку (арку Звезды) на площади Звезды в Париже (архитектор Шальгрен). Возведенная Лепером и Гондуэном мемориальная Вандомская колонна (колонна «Великой армии») покрыта листами бронзы, перелитой из австрийских орудий. Идущий по спирали барельеф изображает события победоносной войны. Стиль А. развивался недолго, ему на смену приходит время эклетики.

Оцените статью
Добавить комментарий